«Worldwide Education» School of Russian

Тел: +7 (707) 836 41 33

infostudyrussian@gmail.com

Адрес: ул. Сатпаева 30Б, каб 109 см. на карте

Может ли изучение русского языка быть интересным? Изучение русского языка для иностранцев в Алматы

28 февраля 2013

Развивать языковую интуицию школьника, повышать его речевую компетенцию должно входить в задачи школьного курса русского языка. Но, к сожалению, школьный курс обучения русскому языку во многом ориентирован на изучение орфографии и пунктуации, все остальные разделы языка изучаются формально, почти без связи с живой человеческой речью. Зачастую уроки русского языка проходят буднично, рутинно, оставляя стойкое убеждение, что русский язык - груда наискучнейших правил. Высказывания классиков «О великом и могучем…» вызывают недоумение, интерес к языку падает, словарный запас сокращается, вне семьи (а зачастую и в семье) дети говорят на уличном арго… Не потому что им не нравится литературный язык, а потому что они с ним не знакомы.

Кроме того, язык является мощным средством стратификации общества не только в нашей стране, но и во всем мире. Недаром доктор Хиггинс, в первую очередь, обучал свою подопечную Элизу Дулитл верному произношению, без которого она не могла бы быть принята в обществе.

Каким образом можно переориентировать образовательный процесс? Как повернуть ученика лицом к языку? Или, наоборот, язык лицом к ученику?

Самое важное, что необходимо сделать, это вспомнить, что в школе мы имеем дело не с изучением русской орфографии, а с изучением русского языка в целом.

О том, что является центральной единицей языка, много лет спорят ведущие языковеды мира. Есть версии, что такой единицей может быть абсолютно любая - от фонемы (звука) до периода (блока предложений, объединенных структурно и по смыслу).

Несмотря на значительные разногласия, большинство исследователей все-таки склонны считать такой единицей слово.

Рассмотрим конгломерат дисциплин, изучающих слово. Итак, фонетика изучает звуковой строй слова. Около тридцати лет назад появилась наука фоно-семантика, изучающая смысл отдельных звуков в речи.

Морфемика - наука, изучающая состав (строение) слова. Именно в недрах этой науки можно найти ответ на вопрос, почему, например, реплика ребенка из «От двух до пяти»: «Жили-были царь, царица и цареныш» - нам кажется забавной.

Лексика изучает словарный состав языка. Основной объект изучения - лексическое значение слова. Возьмем обычное, ничем не примечательное слово «глухой». Так говорят о человеке полностью или частично лишенном слуха. Например: Дед был глух, он не мог нас слышать. Но то же слово можно употребить и в другом смысле: глухой голос, то есть «незвонкий». Мы говорим: глухая тайга, то есть «дикая, сплошь заросшая»; глухая деревня, то есть «находящаяся вдали от населенных мест»; глухая полночь, то есть «время суток, когда все замирает, затихает». Кроме того, можно сказать: глухой ропот, глухой согласный, глухое место и др.

Этимология - наука о происхождении слова. Именно эта наука помогает понять, например, что два таких вроде бы совершенно разных слова как монстр и демонстрация восходят к одному латинскому корню monstro - указывать.

Орфоэпия - наука о правильном произнесении слова. Большинство слов имеет одну-единственную произносительную норму, например, свЁкла - правильно; свеклА - неправильно. Некоторые слова, например, твОрОг, можно произносить, делая ударение на любом слоге. Однако в конце восьмидесятых годов прошлого столетия в некоторых орфоэпических словарях слово «мышлЕние» обрело вторую произносительную норму. Как вы думаете, с чем это могло быть связано?

Морфология - наука о грамматических формах слова. Мы обычно не задумываемся о том, что слова, обозначающие одушевленные предметы, склоняются иначе, чем слова, обозначающие неодушевленные предметы. Например, (что?) - стол, вижу (кого? что?) стол; но (кто?) - конь, вижу (кого? что?) коня. Вот слово «труп» склоняется, как неодушевленное, а слово «покойник», как одушевленное. Хотя оба слова обозначают один и тот же предмет, и предмет неодушевленный.

Продолжать можно еще очень долго, ведь есть еще синтаксис, стилистика, словообразование, фразеология, семасиология - список далеко не полный. Да и орфографию с пунктуацией тоже можно с увлечением изучать. А что мы помним из школьной программы по русскому языку о различных разделах языкознания? Хорошо, если то, что, кажется, были какие-то разборы… Морфологический, фонетический...

Источник shkolazhizni.ru


Новости все новости

9 декабря 2024, понедельник
Грамматика русского языка: основные правила и тонкости
подробнее...
2 декабря 2024, понедельник
Изучение русского языка через песни и фильмы: лучшие ресурсы
подробнее...

Вопрос - ответ все вопросы

9 марта 2023, четверг
After the language process, is there opportunity to enter Kazakh Ablai Khan University?
подробнее...
30 марта 2022, среда
Приветствую. Есть ли у вас специальные летние классы для иностранных студентов, для обучения во время летних каникул?
подробнее...
23 марта 2022, среда
How many people are there in one group?
подробнее...