Специфика обучения русскому языку в начальной школе
Учебная дисциплина «Русский язык» является ключевой в программе начальной школы, ее цель - формирование грамотности учеников младших классов. Изучение родного языка в младшей школе – первая и очень важная ступень целого курса обучения. В этот момент дети не только готовятся к изучению языка, но и изучают его на понятийном уровне, который доступен детям в возрасте от 6 до 10 лет.
Принципы и цели учебного процесса
Суть преподавания предмета заключается в формировании нужных условий для становления учебной деятельности в ходе усвоения его учениками. Важно то, что учебный процесс по преподаванию родного языка направлен также на воспитание и развитие учеников. Основополагающим условием, предъявляемым дидактикой к родному языку, является - осознанное освоение учебного материала. Преемственность и перспективность – еще один основополагающий принцип обучения.
Цель создания учебного процесса - немаловажная, но не единственная для базисного обучения этой дисциплине. Цель развития учебного процесса в ходе преподавания языка подразумевает не только закрепление навыков чтения и письма, но и создание для ее решения подходящей среды.
Изучение русского языка и обучение литературному чтению
Особенностью первой ступени преподавания родного языка считается его тесное переплетение с литературным чтением. Эти две дисциплины формируют общую филологическую программу, в которой обучение родному языку плотно взаимодействует с получением первичных знаний в области литературного образования и формированием способности чтения.
Преподавание данного предмета в первый год обучения начинается с вводного курса «Обучение грамоте». В этом направлении можно выделить следующие этапы:
- штдобукварный – предварительный;
- штбукварный – главный,
- штпослебукварный – окончательный.
Первоклассники обучаются писать новую букву, затем привыкают соединять ее с другими буквами, тренируются в написании сочетаний букв в слогах, словах, фразах, маленьких текстах. Материал для изучения языка содержит в себе направления: фонетику, графику, морфемику, грамматику, орфографию и пунктуацию. Совместно с языковедческими знаниями курс обучения подразумевает изучение информации из сферы речи: текст, его разновидности, тема и главная мысль текста и т.д.
Таким образом, специфика обучения русскому языку в начальной школе заключается, прежде всего, в особенностях самого предмета «Русский язык». Школы, гимназии, и другие учебные заведения – все отдают первое место в своей учебной программе этому сложному, но важному предмету.
В начале обучения предмет «Русский язык» занимает главенствующее место в связи с тем, что его правильное освоение во многом влияет на итоги обучения детей в следующих классах, а также на успеваемость по остальным дисциплинам.
Центр русского языка в Алматы
Источник: textologia.ru