Русский язык: классный и внеклассный
Как научить ребят создавать красивые тексты, помочь им совершенствовать устную и письменную речь? Почитайте, как сочетать подготовку к экзаменам и создание интересных проектов. В конце статьи — дополнительные материалы для скачивания.
Почему русский язык классный? По двум причинам: во-первых, он замечательный, хороший, красивый, а во-вторых, мы занимаемся им в классе, во время урока. Получается такая забавная игра слов. Но изучение русского языка на этом не заканчивается — ведь мы используем его повседневно, и неважно, где и с кем находимся. Сегодня поговорим о том, как можно использовать пособия, тетради и учебники по русскому языку во внеурочной работе.
Русский язык: что за кадром?
Сегодня учитель может свободно выбирать материалы для своих уроков. Многие педагоги любят учебники с большим количеством справочной информации, предложений проектной деятельности. И из всего обилия материалов в этих книгах обычно можно что-то вынести за рамки уроков — для внеклассных занятий.
«За пределами урока русский язык выходит из футляра предметной грамотности на уровень грамотности функциональной».
Так как же использовать школьные издания вне урока? Учебник литературы, скажем, вполне может стать книгой для чтения — тут все очевидно. А учебник русского языка? Удивительно, но если он написан красивым интересным языком, к нему хочется возвращаться и после уроков, чтобы перечитать и осмыслить!
Одно из таких изданий — учебник по русскому языку для 10-11 классов под редакцией А. Г. Нарушевича. Тексты в нем рассказывают о современном состоянии языка. Это издание — своего рода откровенный разговор — в каком состоянии пребывает язык, как обстоят дела со словарным запасом современного человека? И при этом в учебнике нет ни намека на сухое научное изложение, ведь написан он для всех.
Вместе с миром меняемся и мы, меняется и наш язык. Но почти всегда у нас есть возможность повлиять на языковую ситуацию. Дети вышли в интернет, и пока им не хватает предметных знаний, но писать тексты хочется. С сочинением все и так понятно — ну прочитает его учитель, может быть, родители или несколько друзей-одноклассников — и больше никто. А вот текст поста в Инстаграме увидят все!
«Текст в сети — будь то пост в инстаграме, телеграм-канале или сообщение в чате — тоже сочинение, ведь его мы придумываем самостоятельно и тоже стараемся соблюдать структуру — хотя бы приблизительно».
Но деваться некуда — если не хватает знаний о языке, какой бы ни была тематика поста, аудитории будет сложно его воспринять. Поэтому вместо того чтобы создавать свои уникальные посты, ребята берут заготовки чужих текстов — не всегда, кстати, качественные. А что, если научить детей писать тексты самостоятельно?
Можно выбрать тему вместе с ребятами — ту, которая им интересна. А всем, кто увлечен видео, можно поручить создать тексты для чтения в кадре или закадровой речи. Для видео важен и еще один навык — спонтанная речь. Отличный формат для занятий по спонтанной речи — мастерская или лаборатория, кружок, клуб или школа блогера, где ребята смогут создавать ролики для TikTok и обмениваться интересными идеями и находками.
Русский внеклассный: редактируем спонтанную речь
Смелее всех, как правило, говорят те ребята, кто не очень хорошо умеет это делать — просто потому, что они не боятся ошибиться. А вот дети, которые пишут хорошо и грамотно, часто стесняются спонтанной речи или смущаются говорить на камеру. «Жизнь гораздо шире какой-то одной предметной области, поэтому на внеклассных занятиях по русскому языку ребят так важно научить говорить — свободно и бодро».
Еще один формат внеклассного занятия по русскому языку, который перекликается с литературой, — школьный проект о мотивации к чтению: почему ученики читают, что думают о книгах. Но такое занятие можно провести и во время обычного урока. Для начала выберем критерии оценки спонтанной речи. Ориентироваться можно не по стандартной пятибалльной системе, а использовать какие-то значки, рисунки, карточки с определенным цветом. Назовите это школой редакторов, академией спикеров, университетом телеведущих — как вам угодно.
«Контролировать спонтанную речь сложно, а вот редактировать — можно и даже нужно!»
Пусть каждый ученик запишет собственный короткий видеоролик или небольшое аудио (можно даже голосовое сообщение) со спонтанной речью и поработает над ним.
Вначале нужно будет составить синхрон, или партитуру, — письменную запись того, что звучит, со всеми ремарками: тавтология, слова-паразиты, междометия, долгие паузы или «э-э-э». Дальше предстоит продумать, где словарный запас бедноват, где нужно убрать лишнее слово и т.д.
Отредактированную речь можно перезаписать. Она уже не будет спонтанной, но зато ребята поймут, как создавать и править собственные авторские тексты. Такая практика будет полезна, чтобы в будущем дети легко корректировали собственные сочинения в черновике.
Ребятам-старшеклассникам могут помочь ученики 7-9 классов. Пусть, например, ученики вместе создадут подкаст «Повторение орфограмм» — весело и полезно!
Русский язык для школьников в Алматы
Источник: rosuchebnik.ru