Ошибки: хорошо или плохо?
Человек постоянно стремится к совершенству. После окончания школы мы хотим поступить в лучшие университеты, затем получить хорошую работу, создать идеальную семью. Но на всем этом пути нас ожидает множество барьеров, пройти через которые, не совершая ошибок, зачастую очень сложно. Так и в процессе изучения иностранного языка. Мы зубрим правила грамматики, занимаемся лексикой. Но, независимо от своего желания, допускаем ошибки в речи, ведь изучаемый язык не является родным. Да и что там неродной – в родном-то не все виртуозы! Учитель должен четко определить, каковы причины ошибок, разработать приемы их корректировки, а самое главное – научиться их прогнозированию и предупреждению. Но так ли это необходимо и важно – исправлять ошибки? димо и важно – исправлять ошибки?
По словам Тревиса, преподавателя английского языка из США, доктора в области адвокатуры, учитель должен способствовать укреплению доверия. Исправляя каждую ошибку, педагог вредит самооценке студента, поэтому не стоит акцентировать внимание на каждой погрешности.
У педагога есть так называемый «журнал ошибок», куда он записывает погрешности, которые делают студенты неоднократно. Затем Тревис перечисляет правильные варианты употребления слова, а в конце урока или по окончании какой-либо его части рассказывает об ошибке.
Не стоит фокусироваться на ошибке, лучше обращаться к позитивному опыту правильного произношения слов
Как рассказывает Тревис, в США есть радикальные методы корректирования ошибок. Некоторые педагоги просят своих студентов носить на запястье резинку и при совершении ошибки щелкнуть ею. Научно доказано, что такая методика искореняет вредные привычки, однако в России она не используется, поскольку студенты в России более консервативные.
Ошибка представляет собой отражение внутренней языковой системы ученика, говорит Джанпаоло, преподаватель итальянского языка из Италии, профессиональный переводчик. Бывают ошибки, которые ученик совершает только по невнимательности, а также бывают более серьёзные, которые появляются периодически. По мнению педагога, самый лучший способ для исправления ошибок - это показать их ученику. Сначала необходимо записать в книжку ошибки в устной и письменной речи, затем сочинить предложения, содержащие эти ошибки, и попросить ученика внести исправления и прокомментировать. Таким образом на уроке грамматика занимает меньше времени, и преподаватель не перебивает студента и «не раскрашивает» письменные работы красной ручкой.
"Я боюсь ошибиться", "Я не идеально говорю" - сколько раз мы слышим эти фразы!
Эксперты Клуба Носителей Языка провели исследование и выяснили, что лучше всего корректировать ошибки в соответствии с целью человека. Если ученику необходимо сдать экзамен, то постоянное исправление ошибок - это нормально. Если ваша проблема - языковой барьер, то некоторый процент ошибок допустим. Главное - это сломать страх ошибки, говорить, не задумываясь о последствиях.
"Я боюсь ошибиться", "Я не идеально говорю" - сколько раз мы слышим эти фразы! Но если страх ошибки все же превалирует, с такими учениками лучше не заниматься корректированием вовсе. В таких ситуациях преподавателям рекомендуется стать неким примером для подражания: правильно произнесенные фразы из уст носителя языка мотивируют в сотни раз лучше, чем анализ собственных ошибок.
Такого способа придерживается Дейл, преподаватель английского языка из Великобритании. Чем более интересна тема для обсуждения, тем меньше ошибок педагог замечает в речи студента. И наоборот: при разборе скучных, сложных вопросов недочеты встречаются гораздо чаще. Если учитель, по словам Дейла, исправляет ошибки студента без их собственной попытки внести изменения, это может заставить их чувствовать себя бесполезными и неполноценными. Каждый имеет право на ошибки, чтобы учиться на них, и Дейл призывает студентов не бояться их делать.
Задача хорошего преподавателя - показать, что ошибки - это абсолютно нормально!
Бывают случаи, когда студенты приходят к преподавателю с просьбой: "Поправляйте меня постоянно". Но это не совсем так. По словам психолога Андрея Рогова, мозг человека начинает привыкать к тому, что он зависит от ошибок. Человек боится сказать что-то не то. Лучше находить баланс между самоконтролем и советами преподавателя.
"Не стоит фокусироваться на ошибке, лучше обращаться к позитивному опыту правильного произношения слов", - говорит Андрей. Педагог, зная об этой сложности у ученика, должен развивать этот опыт, поскольку любые правки находятся в определенном контексте. Например, в школе каждого из нас вызывали к доске перед всем классом, где ты должен пересказать статью или текст. И, совершая множество ошибок, мы помогаем учителю работать с аудиторией, а не с выступающим учеником, который выступает неким тренажером. Поэтому мы с детства привыкаем, что ошибка — это плохо, это ведет к негативным последствиям. И задача хорошего преподавателя не навредить, не занизить самооценку ученика, а показать, что ошибки - это абсолютно нормально!
Желаем вам успехов в изучении иностранного языка! Говорите, ошибайтесь и снова говорите!
Русский язык для школьников в Алматы
Источник: nativespeakers.ru