Сколько языков может знать человек?
Знанием двух-трех иностранных языков сегодня уже никого не удивить. В условиях глобализации совершенное владение несколькими языками – главное условие для карьерного роста. Какой человек считается полиглотом? Тех, кто знает по четыре иностранных языка, называют полиглотами, а тех, кто больше, – гиперполиглотами. В Швейцарии, например, четыре официальных языка: немецкий, французский, итальянский, ретророманский, – поэтому каждый среднестатистический швейцарец – полиглот.
До сих пор точно не установлено, каким количеством иностранных языков может овладеть человек. Точно известно лишь то, что в истории человечества всегда были люди, которые могли изъясняться не только на родном, но и на многих иностранных языках.
Согласно легенде, на полуторастах языках говорил Будда, а Магомет вообще владел всеми языками мира. Некий кардинал Джузеппе Меццофанти свободно говорил на шестидесяти иностранных языках, стихи писал почти на пятидесяти языках, а переводил со ста четырнадцати языков – и при этом никогда не выезжал из Италии! Правда, Книга рекордов Гинесса упоминает о более "скромных" возможностях кардинала Меццофанти бегло говорил лишь на двадцати шести языках. Когда кардинала спросили о том, сколько языков, по его мнению, способен знать человек, он ответил: "Столько, сколько угодно Господу Богу". В те времена еще помнили историю финского студента, который был сожжен на костре только за то, что он легко и быстро запоминал иностранные языки: считалось, что это невозможно без помощи нечистой силы.
С тех пор мир сильно изменился. Людей, знающих множество иностранных языков, уже не приговаривают к смерти. Но все же наука еще не разгадала сущность феномена гиперполиглотов. Да и во времена, пришедшие на смену средневековью, знание иностранных языков уже считалось признаком высокого уровня культуры. Например, в лингвистическом арсенале Богдана Хмельницкого было пять языков. Екатерина II, кроме немецкого (который был для нее родным) и русского, в совершенстве знала еще три языка. Среди ученых и писателей также встречалось немало гиперполиглотов. Лев Толстой знал английский, французский и немецкий язык в совершенстве, легко читал на польском, чешском и итальянском языках. Вдобавок знал греческий, латынь, татарский, украинский и церковно-славянский, а также изучал голландский, турецкий, древнееврейский, болгарский и ряд других языков. Александр Грибоедов с юности владел немецким, французским, итальянским и английским языками, изучал греческий и латынь. Позже овладел персидским, арабским и турецким. Баснописец Крылов прекрасно знал французский, итальянский и немецкий языки. Затем выучил древнегреческий, а также изучал английский язык. Николай Чернышевский к 16 годам вполне основательно изучил девять языков: латинский, древнегреческий, персидский, арабский, татарский, древнееврейский, французский, немецкий и английский. Немецкий ученый Йоханн Мартин Шлайер знал сорок один язык. Возможно, именно это позволило ему создать волапюк - первый в истории искуственный язык международного общения, ставший предшественником эсперанто. Знаменитый археолог Генрих Шлиман в свободное от работы время занимался изучением иностранным языков. Это было его хобби, и за жизнь он выучил порядка пятнадцати языков. Само собой, что знание языков многократно выручало Шлимана во время его раскопок в разных частях света.
Есть настоящие гиперполиглоты и в наше время. Например, инженер-архитектор из Бельгии Йохан Вандевалле в свои 40 с небольшим лет знает 31 язык. А профессор-лингвист из Италии Альберто Тальнавани вполне свободно общается на всех языках стран Европы. При этом семью языками будущий полиглот владел уже в 12 лет, а в 22 года – к моменту окончания Болонского университета – его "языковый багаж" насчитывал 15 языков. А писательница и переводчица Като Ломб, живущая в Будапеште, свободно говорит на девяти языках и еще с 6 переводит тексты, как технические, так и художественные. При этом все языки она выучила, будучи уже взрослой и состоявшейся личностью и за очень короткий срок. Например, на изучение испанского ей потребовался всего месяц. При всем этом, учась в гимназии, Като отнюдь не считалась способной ученицей и даже слыла языковой бездарью.
Но что такое полиглоссия, или многоязычие? Особенный талант или вопрос усидчивости и мотивации? И есть ли какой-то максимум, за который еще никому не удавалось выйти? Исследования показывают, что, вероятно, никакого максимум не существует. Сегодня ученые полагают, что при желании и необходимости каждый человек может выучить столь много языков, сколько пожелает. Мы ограничены лишь собственными желаниями и краткосрочностью человеческой жизни. Мы можем выучить столько языков, на сколько нам хватит сил и времени. Доказано, что мозг среднестатистического человека работает лишь на 10% от своих возможностей. То есть мы можем работать в 10 раз эффективнее и усваивать в 10 раз больше информации. Всё зависит от воли, работоспособности каждого отдельного человека, его мотивации и упорства.
То есть фактически главный вопрос заключается не в том, сколько языков мы способны выучить, а в том, сколько языков нам понадобится по жизни и сколько мы позволим себе выучить.
Русский язык для школьников в Алматы
Источник: nativespeakers.ru